Познание в обход сознания
Какие представления о физике есть у шестимесячного ребенка? Почему наш мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам? Разбираемся, что мы знаем о мире и о людях, даже не догадываясь об этом.

При слове «бессознательное» большинство из нас вспомнит о фрейдизме. И хотя к нему у научной психологии много неудобных вопросов, в одном Фрейд был прав: мы, действительно, осознаем далеко не все происходящее в нашей голове. Самый простой пример – навыки и умения. При ходьбе мы не думаем, как поставить ногу и когда перенести на нее вес тела, – за нас «думает» накопленный опыт. Когда адвокат чувствует, как повести речь перед присяжными, когда математик угадывает результат, еще не доказав его, – это тоже плоды неосознанной обработки информации. В расхожем тезисе «интуиция – это опыт, о котором мы забыли» много правды.
Представления о том, как устроен мир, формируются незаметно для нас уже в раннем детстве. Психологи называют их интуитивными моделями. Бросая мяч собаке, мы опираемся на интуитивную физику, объясняя поступки друзей – на интуитивную психологию.
Откуда звучит внутренний голос
Ученые избегают слова «подсознание»: оно слишком скомпрометировано ненаучными домыслами. Специалисты предпочитают говорить о «бессознательном» или «неосознаваемом». Но неосознаваемые процессы бывают разные. Самые глубокие психические механизмы формируются в раннем детстве и в течение жизни уже не меняются. По всей видимости, они работают одинаково практически у всех людей. Такова, например, система распознавания речи. Мозг незаметно для нас проделывает огромную работу, чтобы вычленить и понять человеческую речь, которая для уха просто набор звуков.
Интуитивные модели куда пластичнее. Они дорабатываются всю жизнь и заметно различаются у ребенка и взрослого, у эксперта и новичка.