На пути к Иудейской войне
![](https://cs.kiozk.ru/content/dzo/uce/uek/rbb1raykirjmuo09xgwti2g/art/102579/ikuklaqe.jpg?v=1&temp_url_sig=NOLskRo9JQJGtvf5kBhkZw&temp_url_expires=1740083244)
Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа, правитель Галилеи. Как правило, Ирод в Евангелиях – это Ирод Антипа, сын Ирода Великого, владевший четвертой частью отцовского царства (отсюда его титул – тетрарх). Именно Ирод Антипа, по рассказу Иосифа Флавия, распорядился убить Иоанна Крестителя, обличавшего его правление. По преданию, когда был арестован Иисус, Антипа находился в Иерусалиме, но не вступился за него и позволил казнить своего подданного, хотя тот был задержан властями чужой ему страны.
Молот и тень
Получая власть от почившего отца, Ирод Антипа рассчитывал, конечно, на большее. Он даже отправился в Рим к императору Августу, чтобы оспорить его завещание, посчитав, «что он имеет больше прав на пре стол, чем [его брат] Архелай, так как он был объявлен царем в первом завещании, которое имеет более законной силы, чем написанное впоследствии» (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», кн. XVII, IX, 4). Сделал он это без успеха, как и без наказания для себя. Гибкий, словно тростник, Антипа умел настойчиво спорить, не пробуждая обиды в человеке, с ним спорившем. Он также возражал, не навлекая на себя гнева сильнейшего, и смирялся с неудачей, не становясь от этого презренным.
Если Ирод Великий был молотом, бившим по еврейскому народу, то Ирод Антипа – изображением молота, его тенью. Всякий раз, когда у него мог возникнуть конфликт с кем‑то из влиятельных людей в Галилее, этого конфликта так и не возникало. Замахнувшийся молот бездействовал, был так же неопасен, как собственная тень.