«Надо устроить человеческое житье»
Эта публикация завершает цикл статей о жизни и политической карьере близкого соратника Петра Столыпина — государственного деятеля и реформатора Александра Кривошеина, возглавлявшего в 1908–1915 годах Главное управление земледелия и землеустройства Российской Империи. В предыдущих публикациях «Ъ-Науки» рассказывалось о происхождении, взглядах и семье Александра Кривошеина, результатах его усилий по укреплению в русской деревне крестьянской собственности и причинах отставки, ослабившей позиции царской власти на фоне тяжелой Великой войны.
Октябрь 1917 года — с пушечной канонадой — Кривошеин встретил в Москве, у родственников младшей сестры Ольги, которая вышла замуж за известного мецената Сергея Морозова. При его протекции Александр Васильевич получил место в дирекции мануфактуры «Савва Морозов, Сын и К°». Однако время крепких купеческих мануфактур кончилось.
Новое смутное время
Ленинские наркомы неистово уничтожали социальные институты в России. «Перенесенное в плоскость человеческой воли творчество из ничего не созидало новой жизни, а лишь разрушало старую»,— писал философ и поручик легкой полевой артиллерии Федор Степун.
Один за другим следовали самоубийственные декреты и положения: о закрытии оппозиционной печати, «рабочем контроле» над фабриками и заводами, роспуске Петроградской и Московской городских дум, ликвидации судебной системы, начиная с Правительствующего Сената, национализации — банков, кредитных учреждений, частных предприятий, упразднении — званий, титулов, гражданских и воинских чинов, наград, отличий и погон, о запрете сделок с недвижимостью и т. д. Готовилась отмена права собственности на городскую недвижимость, начиналась ликвидация земств, существовавших более полувека. Член ЦК РСДРП(б) Владимир Ленин настойчиво предлагал товарищам по партии лишать ненавистную буржуазию продовольственных карточек и устроить состязание между коммунами и Советами по очистке «земли российской от всяких вредных насекомых». В их число неизбежно попадали Кривошеины. В последующие десятилетия выявление и уничтожение враждебных и бесполезных «насекомых» станет одной из важнейших задач Коммунистической партии в перечне необходимых мер по удержанию захваченной власти.