Советская страна отметила маленький, но такой долгожданный юбилей

МотоAvtomatik

1950: Всё идёт по плану

Советская страна отметила маленький, но такой долгожданный юбилей — пять лет без войны.

Текст Александра Воронцова

В подходе руководителей экономики Советского Союза к выполнению планов всегда существовал скрытый подвох: все планы равны, но некоторые равнее. Абсолютный приоритет всегда отдавался выполнению плана в штуках. Безусловно, зерно здравого смысла в этом было. Для не слишком‑то богатой страны, которая к тому же вынуждена выделять огромные средства на оборонный бюджет, выбор был таков: либо выпускать то, что есть, стремясь максимально удовлетворить насущные нужды, либо урезать производство сегодня ради завтрашних «плюшек». Поэтому все новшества внедрялись с большим скрипом, ибо каждый директор знал: за срыв плана по модернизации выпускаемой техники его лишь слегка пожурят, а вот за невыполнение плана по «валу» спросят со всей строгостью.

В этих условиях вообще удивительно, почему у нас взялись за модернизацию полученных по репарации конструкций. Вот индийские товарищи, например, накупив в 50‑е годы лицензий, благополучно выпускали по ним автомобили и мотоциклы в совершенно неизменном виде вплоть до конца 80‑х годов, когда страна начала потихоньку открываться миру.

К счастью, у нас не пошли по пути индийской стагнации. В системе Главмотовелопрома существовали целых два мощных проектных института, занимавшихся разработкой мототехники: ЦКЭБ (в документах той поры часто упоминавшееся как ЦКБ) в Серпухове и КБ-10 в немецком городе Хемниц. Причём перечень работ, которые эти организации выполняли в 1950 году, впечатлял.

Разработками по военным заказам, естественно, занимался лишь ЦКЭБ – и они были приоритетными. Прежде всего, это была работа над чудо-мотоциклом С7В: рядный двухцилиндровый 750‑кубовый двигатель мощностью 28 л.с., весьма оригинальной компоновки (с двумя коленвалами), четырёхступенчатая трёхвальная коробка передач автомобильного типа с передачей заднего хода, дисковые колёса с шинами 5,25–16, привод на колесо коляски с блокируемым дифференциалом, гидравлический привод тормозов заднего колеса мотоцикла и колеса коляски. ЦКЭБ разработал документацию на эту машину, и на Серпуховском мотозаводе были изготовлены четыре мотоцикла С7В, переданные для испытаний военным.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Дисбаланс Дисбаланс

Обзор родстера Ducati Scrambler 1100

Мото
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Хинь да зрятина Хинь да зрятина

Горький в повести «В людях» заставляет ощутить беспросветную тщетность жизни

Наука и жизнь
«Время кризиса — время повышать эффективность» «Время кризиса — время повышать эффективность»

Каковы перспективы проектов в рамках делового сотрудничества России и Германии

РБК
Нина Тарасова: «Следовать за мечтой всегда тяжело, но как жить иначе?» Нина Тарасова: «Следовать за мечтой всегда тяжело, но как жить иначе?»

Как Нина Тарасова из режиссера стала шеф-кондитером

Bones
На бобах На бобах

Что выбрать — Street Bob или Fat Bob

Мото
Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами» Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами»

Как гибкость стартапов помогает корпоративному миру внедрять новые решения

РБК
Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество» Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество»

Игорь Гришечкин рассуждает о модности профессии шеф-повара

Bones
Прекрасные красные Прекрасные красные

Создание гастрономических пар с красными винами

Bones
Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках» Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках»

Марк Фош — мой настоящий учитель

Bones
Почему комары кусают не всех Почему комары кусают не всех

Комары кусают не всех — это факт

Наука и жизнь
«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
Полет иннополисян Полет иннополисян

Выпускники казанского Университета Иннополис становятся стартаперами

Forbes
Саянское кольцо Саянское кольцо

Лайт-вариант поездки по величественным Саянам

Мото
Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT

Новая «Африка» сейчас в основном выступает в роли городского транспорта

Мото
Великий комбинатор Великий комбинатор

Знаменитый аферист времен великой депрессии Виктор Люстиг

Вокруг света
Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала

Кругосветка продолжается. Следующий пункт – Гватемала

Мото
От Азии до Америки От Азии до Америки

Делюсь с вами впечатлениями из нескольких интересных поездок

Bones
Сокровища нации Сокровища нации

Репортаж из первого австрийского мотоциклетного музея

Мото
Bajaj BM 150X Bajaj BM 150X

Зимняя езда на мотоцикле Bajaj Boxer BM 150X

Мото
Катя катит кругосветку Катя катит кругосветку

Третий этап кругосветки. На этот раз Мексика

Мото
Вся эта Африка Вся эта Африка

К «Хонде» у нас в стране отношение особое

Мото
Бандитское семейство Бандитское семейство

Как с возрастом себя чувствует последний из «Бандитов» Suzuki?

Мото
Держаться корней Держаться корней

Вершки и корешки все чаще перестают быть скромным гарниром

Bones
Мой Bocuse d’Or Мой Bocuse d’Or

Для многих стран Bocuse d’Or значит не меньше, чем крупный спортивный чемпионат

Bones
Друг за другом Друг за другом

Начало XX века — время расцвета мотоциклов с продольными «четвёрками»

Мото
Отходы на обед Отходы на обед

Как российские рестораторы поддерживают тенденцию безотходного производства

Bones
Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины

Поджигатель, правитель, автор основополагающего труда в истории медицины…

Вокруг света
Мышь-малютка Мышь-малютка

Как-то раз летом бродил я по лесу и вышел на опушку к неглубокому оврагу

Наука и жизнь
Открыть в приложении