(Не)придуманные истории
Настасья Матрохина защитила диплом в магистратуре по психологии на тему «Автофикшн как опыт самопознания» и рассказывает, почему сейчас самое время обратить внимание на произведения в этом жанре.
Автофикшн — литературный жанр, в центре которого герой, а не сюжет. В основу произведения ложатся реальные истории и события из жизни автора, местами художественно приправленные. Оформил автофикшн в жанр французский писатель Серж Дубровский в конце 1970-х годов (увлекательнейшим образом об этом пишет Маша Левина-Паркер в статье «Введение в самосочинение: auto ction» и рассказывает Ольга Брейнингер). А некоторые исследователи жанра с уверенностью говорят о том, что и «Евгений Онегин» — вполне себе автофикшн.
До недавнего времени массовой культурой нам насаждался образ «успешного успеха» — в картинках и историях, оторванных от действительности и исключающих проблемные, болезненные и противоречивые стороны жизни. Это породило не только массовое «потребление», но и массовое «производство» контента. И привело к противоречию и «расколу» в образе жизни, где демонстрируемый фасад не соответствует содержанию. Автофикшн в России пишется «из точки боли», он стал голосом «меньшинства», которое не исключает из своей жизни сложности и страдания, а распознает их, осмысляет и говорит о них. Называть вещи своими именами, делать их видимыми, приглашать к диалогу — это шаг в сторону решения проблемы. Так прерывается одиночество человека — автора и читателя, — оставленного наедине со своей проблемой, неразрешимым вопросом, несправедливостью. Это помогает увидеть Другого, отличного от тебя и в то же время в чем-то похожего.