Настройщики
Мы поговорили с тремя героями о том, как одна только бережная и уважительная работа с телом может изменить нашу жизнь к лучшему.
Мариам Нагайчук. Хореограф, педагог современного танца
Классическая хореография родилась из идеи отрицания животного, природного начала в человеке. В выворотной позиции, в максимально вертикальной работе позвоночника и правда нет ничего животного, но нет и ничего человеческого. Балерины должны потратить годы на то, чтобы вживить эту технику в тело, сделать ее комфортной для себя. В основе современного танца — уважение к телу, органичные, комфортные движения. Не нужно подгонять себя под некий стандарт, истязать свое тело много лет, чтобы научиться делать то, что его сломает.
На своих классах я обычно начинаю с медитативных процессов: прошу своих учеников лечь на пол, закрыть глаза и слушать дыхание. Я предлагаю им перенаправить свое внимание на определенные зоны тела, и такое направленное внимание — это и есть слушание собственного тела. И если получается его услышать, соединиться с ним, то жизнь наполняется красками, появляется огромный интерес к своему присутствию в этом мире, к жизни, к движению. Однажды почувствовав это, ты уже не сможешь отказать себе в удовольствии быть в глубоком контакте с собой.
В хореографии чаще всего учат ругая. Тело привыкает реагировать или на жесткий импульс, или на конфету — похвалу. К сожалению, с этим бороться очень сложно. Если плод твоего творчества — телесное проявление, то любая оценка влияет на восприятие собственного «я». Кому-то не нравятся твои движения рук — молниеносно, как электрический импульс, прилетает в мозг сообщение «я — плохой». Внешняя оценка становится внутренней. И это дико мешает — ставит барьер между сознанием и энергией, вдохновением, закрывает доступ к творческому потоку. Волшебство в танце рождается, когда мы обманываем контролера в нашей голове, погружаемся в процесс, получаем радость от него, а не гонимся за результатом.