Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

МотоAvtomatik

1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Первые минские мотоциклы несли на бензобаке надпись «Москва».

Московский мотозавод в начале 50‑х годов был одним из лучших в системе Главмотовелопрома: предприятие выполняло и перевыполняло план, занималось модернизацией своей продукции, повышая качество при одновременном снижении себестоимости, освоило массовое производство спортивных мотоциклов.

Увы, добром это не кончилось. На этот замечательный завод обратило внимание Министерство промышленности средств связи (МПСС), которое подыскивало производственную площадку для изготовления систем радиоуправления для зенитных ракет В-300 для систем ПВО Москвы. Постановлением Совета министров СССР от 28 июня 1951 года завод был передан этому министерству, а всё оборудование для производства мотоциклов (240 единиц) отправилось на Минский велозавод, который по этому случаю был переименован в Минский мотовелозавод (ММВЗ). Полностью изготовление мотоциклов М-1А, включая двигатели, удалось освоить в Минске лишь в декабре 1951 года. В том году ММВЗ выпустил 3006 мотоциклов – в основном из московской «незавершёнки». Кстати, довольно долго на бензобаках выпущенных в Минске мотоциклов красовалась надпись «Москва» – поскольку она была выдавлена штампом, то изменение этого элемента оказалось долгим делом. Чертёж шрифта надписи «МИНСК» был подписан лишь 24 октября 1952 года, а чертёж бензобака с новой надписью – 21 июля 1953 года.

Для нашей мотопромышленности ликвидация Московского мотозавода обернулась потерей сильнейшего после ЦКЭБ конструкторского коллектива. Чтобы понять его потенциал, достаточно посмотреть на разработки ММЗ первой половины 1951 года. Это кроссовый мотоцикл М1В с передней телескопической вилкой, задней маятниковой подвеской и форсированным до 7 л.с. двигателем. Рекордный мотоцикл М1К, у которого за счёт наддува и жидкостного охлаждения мощность 125‑кубового двухтактного двигателя была повышена до 16,5 л.с. Гоночный мотоцикл М1Щ с четырёхтактным верхневальным двигателем, развивавшим мощность 12–14 л.с. Увы, доводить до ума эти разработки в Минске при отсутствии опыта было просто некому. Ведь если при ликвидации Горьковского мотозавода несколько сотен человек охотно переехали в Киев, то желающих покинуть Москву ради Минска не нашлось. Ведущий конструктор ММЗ Игорь Окунев перешёл на работу на Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), где он впоследствии разработал очень удачный двигатель модели «Москвич-412».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Катаклизм Катаклизм

Тайваньская шинная компания Kenda замахнулась на святое

Мото
Культура на кухне Культура на кухне

Антон Ковальков – о своем подходе к работе на кухне

Bones
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Одной крови Одной крови

Искренний репортаж про кровные узы

Seasons of life
Летние сны Летние сны

В этой истории соединились два летних воспоминания, рассказанные двумя Катями

Seasons of life
Ферментация как есть Ферментация как есть

О разнице между брожением и ферментацией с научной точки зрения

Bones
Безопасный фритюр Безопасный фритюр

Насколько страшен фритюр и откуда взялось предубеждение к блюдам во фритюре?

Bones
Издалека Издалека

Фантастическая повесть

Наука и жизнь
Стихия земли, или нечто Стихия земли, или нечто

В нашем герое западная культура смешалась с Владимирской областью

Seasons of life
Суп как способ выжить Суп как способ выжить

Простая тарелка супа с куском хлеба способна сохранить человеческую жизнь

Bones
План спасения План спасения

Если вам кажется, что мир обречен и ничего уже не исправить, вы не одиноки

Вокруг света
«Странные ландыши» «Странные ландыши»

Приятно свернуть на прогулке в знойный летний день в тенистый лес

Наука и жизнь
Форма и платформа Форма и платформа

Новинки от BMW — нейкед F900R и F900XR

Мото
Гастрономическая мекка Гастрономическая мекка

Краснодарский край вошел в пятерку привлекательных для гастротуризма регионов

Bones
Всерьёз и надолго Всерьёз и надолго

Мотоциклы категории 500–700 куб.см

Мото
Умное чаепитие Умное чаепитие

Интервью со Стивеном Твайнингом в головном магазине компании Twinings Tea

Вокруг света
От озера до озера От озера до озера

Путешествие от озера Абрау-Дюрсо до Байкала на мотоциклах

Мото
Кавказ был «генетически пёстрым» уже в раннем железном веке Кавказ был «генетически пёстрым» уже в раннем железном веке

Генетики впервые исследовали ДНК носителей кобанской историко-культурной области

Наука и жизнь
Хемофилия vs хемофобия Хемофилия vs хемофобия

Химии довелось испытать всю гамму отношений со стороны обывателя

Наука и жизнь
Пейте на здоровье! Пейте на здоровье!

Глобальный тренд на здоровый образ жизни затрагивает в том числе и мир напитков

Bones
Последняя эпопея Последняя эпопея

Этот ижевский проект во второй половине 80‑х годов стал известным на всю страну

Мото
«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
«Кровавая» работа природы и врачей «Кровавая» работа природы и врачей

Как можно избежать осложнений при переливании крови

Наука и жизнь
Диего Герреро: «Важно смотреть на все по-другому» Диего Герреро: «Важно смотреть на все по-другому»

Интервью с Диего Герреро — шеф-поваром мишленовского ресторана DSTAgE

Bones
Жак-истребитель Жак-истребитель

Пикап JAC T6 — неплохой представитель коммерческого класса

Мото
Нежнейший, вкуснейший, милейший из овощей Нежнейший, вкуснейший, милейший из овощей

Первыми начали готовить блюда из сладковатых зелёных зёрен гороха голландцы

Наука и жизнь
Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами» Александр Соболев: «Даже один масштабируемый пилот полностью окупает двухлетнюю работу со стартапами»

Как гибкость стартапов помогает корпоративному миру внедрять новые решения

РБК
INSTAGRAM сделайте нам красиво! INSTAGRAM сделайте нам красиво!

Давайте учиться делать красивые фото своих шикарных блюд

Bones
Держаться корней Держаться корней

Вершки и корешки все чаще перестают быть скромным гарниром

Bones
Открыть в приложении