Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

МотоAvtomatik

1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Первые минские мотоциклы несли на бензобаке надпись «Москва».

Московский мотозавод в начале 50‑х годов был одним из лучших в системе Главмотовелопрома: предприятие выполняло и перевыполняло план, занималось модернизацией своей продукции, повышая качество при одновременном снижении себестоимости, освоило массовое производство спортивных мотоциклов.

Увы, добром это не кончилось. На этот замечательный завод обратило внимание Министерство промышленности средств связи (МПСС), которое подыскивало производственную площадку для изготовления систем радиоуправления для зенитных ракет В-300 для систем ПВО Москвы. Постановлением Совета министров СССР от 28 июня 1951 года завод был передан этому министерству, а всё оборудование для производства мотоциклов (240 единиц) отправилось на Минский велозавод, который по этому случаю был переименован в Минский мотовелозавод (ММВЗ). Полностью изготовление мотоциклов М-1А, включая двигатели, удалось освоить в Минске лишь в декабре 1951 года. В том году ММВЗ выпустил 3006 мотоциклов – в основном из московской «незавершёнки». Кстати, довольно долго на бензобаках выпущенных в Минске мотоциклов красовалась надпись «Москва» – поскольку она была выдавлена штампом, то изменение этого элемента оказалось долгим делом. Чертёж шрифта надписи «МИНСК» был подписан лишь 24 октября 1952 года, а чертёж бензобака с новой надписью – 21 июля 1953 года.

Для нашей мотопромышленности ликвидация Московского мотозавода обернулась потерей сильнейшего после ЦКЭБ конструкторского коллектива. Чтобы понять его потенциал, достаточно посмотреть на разработки ММЗ первой половины 1951 года. Это кроссовый мотоцикл М1В с передней телескопической вилкой, задней маятниковой подвеской и форсированным до 7 л.с. двигателем. Рекордный мотоцикл М1К, у которого за счёт наддува и жидкостного охлаждения мощность 125‑кубового двухтактного двигателя была повышена до 16,5 л.с. Гоночный мотоцикл М1Щ с четырёхтактным верхневальным двигателем, развивавшим мощность 12–14 л.с. Увы, доводить до ума эти разработки в Минске при отсутствии опыта было просто некому. Ведь если при ликвидации Горьковского мотозавода несколько сотен человек охотно переехали в Киев, то желающих покинуть Москву ради Минска не нашлось. Ведущий конструктор ММЗ Игорь Окунев перешёл на работу на Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), где он впоследствии разработал очень удачный двигатель модели «Москвич-412».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

В одну реку В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

Мото
Фокус удался Фокус удался

Елена Акимова отреставрировала и оформила старинный дом под Веной

AD
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и Техника
Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню Кр-р-расота! Пять базовых правил съемки фотографий для меню

Пять базовых правил создания правильного меню

Bones
Смокер, швенкер и парилья Смокер, швенкер и парилья

Культура барбекю в России набирает обороты

Bones
Хочу биг твин! Хочу биг твин!

Так уж повелось, что мотоциклы из Милуоки делят по семействам двигателей

Мото
Что ты такое? Что ты такое?

Для чего вообще нужен этот трёхколёсный аппарат?

Мото
Стихия земли, или нечто Стихия земли, или нечто

В нашем герое западная культура смешалась с Владимирской областью

Seasons of life
Там, где стены Там, где стены

Как соединить деревенский быт и традиции с гастрономическими экспериментами

Seasons of life
Скрытая угроза Скрытая угроза

Аллергия — одна из острых проблем современности

Bones
В наклоне В наклоне

Нельзя ли, чтобы трёхколёсный аппарат проходил поворот с наклоном?

Мото
Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!» Иван Забавников: «Свой хлеб — это ваша уникальность!»

Шеф-пекарь Иван Забавников об особенностях профессии и вкусах гостей

Bones
Любовь растений Любовь растений

Любовные отношения растений долгое время оставались для людей загадкой

Наука и жизнь
Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит» Сантьяго Ластра: «Время ненужных инноваций уходит»

Интервью с мексиканским шеф-поваром Сантьяго Ластра

Bones
Катаклизм Катаклизм

Тайваньская шинная компания Kenda замахнулась на святое

Мото
Икра Икра

Объемы потребления деликатеса вернулись на докризисный уровень

Bones
Списали с натуры Списали с натуры

Загородный дом, оформленный студией “МК‑Интерио”

AD
Одной крови Одной крови

Искренний репортаж про кровные узы

Seasons of life
Брожение масс Брожение масс

Ферментация как серьезный химический процесс и научный эксперимент

Bones
Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой» Анатолий Казаков: «Главное — быть честным с самим собой»

Если станешь поваром, по крайней мере всегда будешь сыт

Bones
Нос судьбы Нос судьбы

Вера Полозкова — поэт и мать троих детей

Seasons of life
Как я делал Как я делал

Повар Рома Редман о том, как открывал свой канал на YouTube

Bones
Школа милиции Школа милиции

Что общего у этих двух, таких разных мотоциклов?

Мото
Лесник Лесник

Лесничий Петер Вольлебен объясняет, почему деревья — разумные существа

Seasons of life
Горизонт планирования Горизонт планирования

Новый дом в Сиднее с видами на океан

AD
Дисбаланс Дисбаланс

Обзор родстера Ducati Scrambler 1100

Мото
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Обаятельный боец Обаятельный боец

Как Даниил Медведев стал звездой мирового тенниса и героем рекламных кампаний

Forbes
Жак-истребитель Жак-истребитель

Пикап JAC T6 — неплохой представитель коммерческого класса

Мото
Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала

Кругосветка продолжается. Следующий пункт – Гватемала

Мото
Открыть в приложении