Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату

МотоAvtomatik

1951: прощание с «Москвой»

Не успела мотопромышленность СССР встать на ноги, как понесла ещё одну утрату.

Текст Александра Воронцова. Фото из архива редакции

Первые минские мотоциклы несли на бензобаке надпись «Москва».

Московский мотозавод в начале 50‑х годов был одним из лучших в системе Главмотовелопрома: предприятие выполняло и перевыполняло план, занималось модернизацией своей продукции, повышая качество при одновременном снижении себестоимости, освоило массовое производство спортивных мотоциклов.

Увы, добром это не кончилось. На этот замечательный завод обратило внимание Министерство промышленности средств связи (МПСС), которое подыскивало производственную площадку для изготовления систем радиоуправления для зенитных ракет В-300 для систем ПВО Москвы. Постановлением Совета министров СССР от 28 июня 1951 года завод был передан этому министерству, а всё оборудование для производства мотоциклов (240 единиц) отправилось на Минский велозавод, который по этому случаю был переименован в Минский мотовелозавод (ММВЗ). Полностью изготовление мотоциклов М-1А, включая двигатели, удалось освоить в Минске лишь в декабре 1951 года. В том году ММВЗ выпустил 3006 мотоциклов – в основном из московской «незавершёнки». Кстати, довольно долго на бензобаках выпущенных в Минске мотоциклов красовалась надпись «Москва» – поскольку она была выдавлена штампом, то изменение этого элемента оказалось долгим делом. Чертёж шрифта надписи «МИНСК» был подписан лишь 24 октября 1952 года, а чертёж бензобака с новой надписью – 21 июля 1953 года.

Для нашей мотопромышленности ликвидация Московского мотозавода обернулась потерей сильнейшего после ЦКЭБ конструкторского коллектива. Чтобы понять его потенциал, достаточно посмотреть на разработки ММЗ первой половины 1951 года. Это кроссовый мотоцикл М1В с передней телескопической вилкой, задней маятниковой подвеской и форсированным до 7 л.с. двигателем. Рекордный мотоцикл М1К, у которого за счёт наддува и жидкостного охлаждения мощность 125‑кубового двухтактного двигателя была повышена до 16,5 л.с. Гоночный мотоцикл М1Щ с четырёхтактным верхневальным двигателем, развивавшим мощность 12–14 л.с. Увы, доводить до ума эти разработки в Минске при отсутствии опыта было просто некому. Ведь если при ликвидации Горьковского мотозавода несколько сотен человек охотно переехали в Киев, то желающих покинуть Москву ради Минска не нашлось. Ведущий конструктор ММЗ Игорь Окунев перешёл на работу на Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), где он впоследствии разработал очень удачный двигатель модели «Москвич-412».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

20 лет спустя 20 лет спустя

Не бывает бывших мотоциклистов

Мото
Культура на кухне Культура на кухне

Антон Ковальков – о своем подходе к работе на кухне

Bones
Вести с полей Вести с полей

Как менялась форма игроков в гольф на протяжении XX века

Forbes Life
«Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике» «Ограничения или символические жертвы — это не то, что нужно экономике»

Как совместить заботу об экологии и повышение эффективности производства

РБК
Пляшем от печки Пляшем от печки

Хочешь попробовать настоящую русскую кухню? Ищи традиционную русскую печь

Bones
Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT Honda CRF1100 D4L Adventure Sports ES DCT

Новая «Африка» сейчас в основном выступает в роли городского транспорта

Мото
В России с любовью В России с любовью

Прошло больше 20 лет с тех пор, как Россию накрыла волна иностранных шеф-поваров

Bones
Меньше — лучше Меньше — лучше

Обзор мотоцикла Ducati Panigale V4 S

Мото
В небо В небо

Zillers Garage удивляет не по‑детски

Мото
Арсенал Арсенал

Анализируем «боевую» технику недонаступившего сезона MotoGP

Мото
Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках» Марк Фош: «Поварам нужно работать, а не витать в облаках»

Марк Фош — мой настоящий учитель

Bones
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Саянское кольцо Саянское кольцо

Лайт-вариант поездки по величественным Саянам

Мото
Хемофилия vs хемофобия Хемофилия vs хемофобия

Химии довелось испытать всю гамму отношений со стороны обывателя

Наука и жизнь
Это феличита! Это феличита!

Скутерные войны между Vespa и Lambretta отгремели полвека назад

Мото
Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество» Игорь Гришечкин: «Моя кухня — монолог, а не коллективное творчество»

Игорь Гришечкин рассуждает о модности профессии шеф-повара

Bones
Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала Катя катит кругосветку. Часть четвёртая: Гватемала

Кругосветка продолжается. Следующий пункт – Гватемала

Мото
Мои десерты лучше сочетать с вином! Мои десерты лучше сочетать с вином!

Два брата, два шефа — такое редко встречается

Bones
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать» Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать»

Все люди разные, поэтому важно подать им не просто сахар на тарелке

Bones
А без воды… А без воды…

Автор статьи говорит о воде, как о предмете первой необходимости

Наука и жизнь
Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями» Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями»

Зиннят Акбашев никогда не мечтал о карьере в ресторанном бизнесе

Bones
Суп как способ выжить Суп как способ выжить

Простая тарелка супа с куском хлеба способна сохранить человеческую жизнь

Bones
От корней От корней

Кто перед нами: Voge или всё же Loncin?

Мото
К старту готов! К старту готов!

Динамичный транспорт «на межсезонье»: Toyota Supra

Мото
Нина Тарасова: «Следовать за мечтой всегда тяжело, но как жить иначе?» Нина Тарасова: «Следовать за мечтой всегда тяжело, но как жить иначе?»

Как Нина Тарасова из режиссера стала шеф-кондитером

Bones
Андрей Жданов: «Текучки у нас почти нет» Андрей Жданов: «Текучки у нас почти нет»

Aq Kitchen — это высочайший уровень, с которого уже невозможно спуститься

Bones
Бандитское семейство Бандитское семейство

Как с возрастом себя чувствует последний из «Бандитов» Suzuki?

Мото
Мой Bocuse d’Or Мой Bocuse d’Or

Для многих стран Bocuse d’Or значит не меньше, чем крупный спортивный чемпионат

Bones
Мой ответ эпохе Мой ответ эпохе

Андрей Мятиев – владелец крупнейшей в стране коллекции исторических велосипедов

Мото
Открыть в приложении