Саянское кольцо
Саяны – одно из моих любимейших направлений. Но почему‑то оно незаслуженно обделено вниманием мотопутешественников. И чтобы отправиться туда, совсем не обязательно иметь хард-эндуро или туристический квадроцикл. Именно о лайт-варианте поездки по этому замечательному краю и пойдёт речь.
К славным Саянским горам от не менее славных Уральских гор наша компания традиционно отправилась своим ходом. Большой сибирский переход символично завершили за Кемерово, где после монотонного двухдневного прямика дорога наконец‑то заиграла связками поворотов в густом красивом лесу.
Здесь же притаился Мариинск, исторически тесно связанный со становлением Московско-Сибирского тракта и сибирской золотой лихорадкой. Вплоть до ХХ века он был крупнейшим населённым пунктом на территории нынешней Кемеровской области. Историю свою в Мариинске чтят – даже транзитный проезд через город оставил приятные впечатления от оформления, памятников.
В годы сталинских репрессий в Мариинском районе располагалось большое количество лагерей. Поэтому на въезде нас встречает мемориал СибЛага. Прогулялись по узкоколейке – символу тяжёлого труда и лишений, а на бараке, олицетворяющем скудность быта заключённых, нашли названия родных городов. У расстрельной стены – конца пути многих заключённых – ударом по куску рельса почтили память невинно загубленных душ.
И вновь потянулась Великая сибирская прямая. У Ачинска, коптящего небо многочисленными трубами жутковатого глинозёмного комбината, мы покидаем трассу и берём курс на юг. Первые вёрсты не сильно отличались от общесибирских. Но к концу дня на горизонте показались высоты – предвестники Саян. Мы выкатились к местному курорту – озеру Учум, известному целебными свойствами воды и грязи. На берегу действующий санаторий, здесь же источники минеральной воды – местного «Нарзана». Над озером каменной волной застыла живописная горка. После продолжительного перегона по бескрайней равнине не смогли отказать себе в покорении причудливой высоты. Гора носит гордое имя Маяк. Говорят, на ней даже наскальные рисунки присутствуют, но нам, впечатлённым видами, было не до художеств. Кстати, Северная Хакасия удивительно напоминает мою родную Башкирию. Тот же простор, плавные сопки с редкими колками леса.